«Заложил всё, кроме квартиры»: онлайн-предприниматели рассказали, на что пошли ради своего дела

26 декабря 2024

В ЮKassa выяснили, с какими вызовами сталкивались онлайн-предприниматели, развивая бизнес. Опрос* показал, что две трети респондентов испытывали при запуске своего дела те или иные трудности, главные из которых — нехватка знаний и финансов. Справиться с проблемами многим помогают близкие, хотя часто предпринимателям приходится жертвовать личной жизнью.

Две трети испытывали сложности в бизнесе

У 63% участников опроса текущий бизнес — первый, ещё 25% уже запускали два или три дела, а у остальных попыток было больше. Умеренные сложности на старте испытывал 61% опрошенных, а у 20% были серьёзные проблемы.

Отвечая на вопрос об основных трудностях при запуске бизнеса, респонденты могли выбрать несколько разных вариантов. Выяснилось, что подавляющее большинство столкнулось на старте с нехваткой знаний (70%) и денег (61%). Для 43% опрошенных запуск оказался психологически сложным, ещё 30% беспокоило отсутствие единомышленников, а 20% назвали одной из основных сложностей бюрократию.

Ради дела жертвуют свободным временем и личной жизнью

Самой главной жертвой онлайн-предприниматели называют свободное время (88% ответов). Многие пожертвовали также личной жизнью (50%), деньгами (46%) и увлечениями (33%). В свободных ответах респонденты рассказали о пережитых трудностях подробнее.

«Главная жертва — это огромные финансовые вложения, которые со временем стали окупаться».

«В один из прошлых бизнесов заложил всё, кроме квартиры, когда получил убытки из-за неверных бизнес-решений. За последнее время отдал все имеющиеся деньги в дело и питался сечкой полгода, работая с 8 утра до 2 часов ночи».

«Пожертвовала всем своим временем и в первые полгода работала в ноль, не окупая первоначальные вложения».

«Главная жертва — стабильность. В любой самой сложной ситуации (пандемия, санкции, кассовый разрыв) ты являешься единственным, кто с этим может и должен справиться. Ситуация меняется постоянно, поэтому то, что работало вчера, завтра может оказаться бесполезным. Нужно постоянно искать новые решения и подходы, даже пока всё хорошо. К этому не сразу привыкаешь, но это заставляет держаться в тонусе!»

При этом некоторые участники опроса отметили, что не считают испытанные трудности серьёзной проблемой.

«Ничем не жертвую, это просто моя работа».

«В начале пути приходится много времени посвящать работе, но потом получается держать всё в балансе».

Друзья и семья — главный источник поддержки

Многие онлайн-предприниматели находят помощь именно в тех сферах жизни, которыми им приходится жертвовать. Так, при становлении бизнеса 45% опрошенных получали поддержку в основном от семьи и друзей. Многие упоминали также поддержку от государства (14%), деловых партнёров (12%) и других предпринимателей (9%). Ещё 40% онлайн-предпринимателей ответили, что их никто не поддерживал.

Чтобы преодолеть трудности, большинство опрошенных проходят необходимое обучение (52%) или изучают другой мировой опыт (46%), советуются с более опытными коллегами (41%), а также с семьёй и друзьями (38%). Реже за помощью обращаются к другим предпринимателям (27%), к партнёрам или бизнес-сообществу (по 11%).

Собственные достижения мотивируют двигаться вперёд

Большинство опрошенных (86%) рассказали, что испытывают профессиональное выгорание время от времени, а 5% — постоянно. Ещё 9% респондентов никогда не сталкивались с такой проблемой.

Чаще всего предпринимателей вдохновляют и заставляют продолжать своё дело, несмотря на трудности, уже достигнутые цели (21% ответов). Для 19% главный мотиватор — рост прибыли, для 16% — развитие навыков, ещё для 16% — расширение горизонтов.

Остальные упоминали развитие личного бренда, поддержку от семьи и друзей, а также глобальные цели: многим важно приносить пользу обществу, помогать людям и оставить что-то после себя.

Не бояться и взвешивать решения — главный совет от предпринимателей

Опрошенные представители бизнеса отмечают, что при запуске своего дела самое главное — не бояться ошибок, пробовать новое и проверять гипотезы, быть решительным и постоянно учиться.

«Любое действие, пусть даже не совсем верное, в отдалённой перспективе результативнее долгих размышлений и тщательной подготовки, так как в бизнесе даже тщательная подготовка не гарантирует успеха».

«Систематичность, улучшения себя вчерашнего помогут быстрее добиться успеха. Конечно, есть риски, их никто не отменял, но иногда стоит сделать шаг, который боишься сделать всю жизнь (только обдумай и взвесь, чтобы не прогореть по итогу)».

«Вы точно готовы жить цифрами и результатами? Вы готовы делать так, чтобы каждое действие заканчивалось измеряемым результатом? Если да, тогда вам сюда, в построение своего бизнеса. Если нет, то сначала пойдите к кому-нибудь в найм по выбранной нише, посмотрите, как другие делают деньги, научитесь чему-либо из этого, а уж потом пробуйте создать свой бизнес».

«А когда опускаются руки, советую взять один-два дня на отдых и идти дальше».

* В опросе ЮKassa приняли участие 150 онлайн-предпринимателей, из которых 59% ИП, 27% самозанятых и 14% ООО. 59% опрошенных предпринимателей — мужчины, 41% — женщины. У 18% опрошенных текущему бизнесу меньше года, у 32% — от года до 3 лет, у 18% — от 4 до 7 лет, у 10% — от 8 до 10 лет, у 22% — более 10 лет.

О компаниях

ЮMoney — лидер сегмента «Платежные сервисы» премии Fintech Awards в 2023 году (оценка Smart Ranking, 2024 год). ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии более 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. В ЮMoney зарегистрировано свыше 97 млн кошельков, выпущено больше 3 млн пластиковых и около 30 млн виртуальных карт.

ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма онлайн- и офлайн-платежей, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2023 год). К ЮKassa подключено 40% действующих российских интернет-магазинов (Data Insight, собственные данные ЮKassa, 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: приём платежей (более 10 способов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».